МетроЭНСК: МАРШАЛА ПОКРЫШКИНА*  

Интерьер станции

Интерьер станции незадолго до открытия

... и задолго...


Наземный павильон строится...


... и отделывается


Работа кипит...




Первый поезд. Начальник метро Демин учит ездить Губернатора...

... потому что только что получил от него ключ от станции

Мэр и Губернатор режут ленты... Это дело они любят...

ИСТОРИЯ ОДНОЙ СТАНЦИИ

Трудно представить себе станцию с более нелепой и странной судьбой. Далеко не самая красивая и не самая сложная станция, которую не могли построить 13 лет. Станция, еще до открытия сменившая четыре названия, и остановившаяся на пятом. Символ нелепого "долгостроя", и повод для взаимных дифирамбов. Не самый нужный городской объект, не раз становившийся заложником провинциальной политики. И это все, как говорится, о ней - о станции "Маршала Покрышкина".

Улица Гоголя в Новосибирске была основной транспортной артерией, связывающей центр города с Дзержинским районом. Еще на моей памяти (в детстве меня часто возили в Новосибирск) по улице бегали трамваи, носились легковушки и ходили битком забитые автобусы и троллейбусы. Вся эта идиллия прекратилась с началом строительства "Сибирской": трамвай "выкорчевали", дорогу перекрыли, асфальт убрали. Основной "дзержинский" троллейбус, 23-й (Вокзал - Сад Дзержинского), вместо Гоголя пустили какими-то "закоулками". В общем, Дзержинка еще больше "отдалилась" от города. Году в 87-88 началось строительство станции "Фрунзенская" (первоначальное название - "Ольги Жилиной" по названию ближайшей улицы).
Станция с самого начала планировалась, как "проходная". Смысла в ней было меньше, чем в "Гагаринской" - не то, что транспортного узла, "спальника"-то нормального вблизи нет.
Не знаю, к какому сроку планировали открыть "Фрунзенскую" первоначально, но из достоверных источников (от бывшего вице-губернатора, курировавшего транспорт) известно, что ввод станции отложили в 1992-м году из-за перераспределения средств в пользу "Гагаринской" и "Заельцовской" - важнее было открыть для движения наземного транспорта Красный проспект. В 1995-м году тогдашний губернатор (бывший до 1993 г. мэром города) Иван Индинок обещал ввести в строй станцию в следующем году. Но выборы были вчистую проиграны, новый губернатор совсем не интересовался метро, а мэру было не до метростроения: началась война с губернатором за то, чтобы город не остался "без штанов". В те времена мэр Толоконский открыто заявлял, что скорее купит еще с десяток "ЛиАЗов" для загибающихся ПАТП, чем откроет хоть одну новую станцию метро. Забавно, но примерно тогда же мэрией был объявлен конкурс на новое название станции. Как я уже писал, в новых названиях Новосибирск сторонится "красноты"; но в отличие от "Заельцовской" у точки, на которой строили станцию, никогда не было ни географического, ни исторического, ни даже народного названия. Мощным ориентиром для тех мест всегда служил "Военторг" (довольно крупный универмаг СибВО), но назвать так станцию было бы нелепо. Остановились на "Покрышкинской" (трудно сказать, на чем именно остановились, в СМИ писали по-разному, но чаще именно так). Название действительно замечательное - не так много в Новосибирске знаменитых земляков, а герой военных лет с такой славой, вообще, один. Утверждение названия еще ничего не означало, поскольку реального строительства практически не велось. Из "Метростроя" началось массовое бегство рабочих. Оставшиеся требовали хоть какой-то работы и хоть каких-то денег. Самое печальное творилось в 1998 году после августовского дефолта. Не было денег ни на поддержание "заморозки", ни на продолжение строительства, ни на его сворачивание. Не было денег даже на охрану объекта, из-за чего бастующие охранники даже покидали место службы на несколько дней. Честно говоря, я тогда думал, что станции придет конец - причем после какой-нибудь аварии.
Но случилось иначе. Как всегда, в пылу предвыборных баталий, в городе вспомнили о метро. Случилось это на выборах в Государственную Думу в 1999 г. В округе, в котором находилась недостроенная станция, выдвигался бывший вице-губернатор и вице-мэр, главный "строитель" "Площади Маркса", "Заельцовской" и "Гагаринской". Естественно, окончание строительства станций "Покрышкина" и "Березовая роща" было одним из главных пунктов его программы - в тот же округ входил Дзержинский район, где транспортная проблема стояла очень остро. Георгий Глебов (так звали кандидата) проиграл, но через два месяца вновь вступил в борьбу - теперь уже за кресло мэра города. Безусловно, для многих новосибирцев слава "метростроителя" была закреплена именно за ним (его ролики по "ТМВ" были очень уместны), но тему метро не собирался упускать и "кандидат от власти", Владимир Городецкий, начавший использовать пресловутый "властный ресурс". Начались поездки на строящийся объект - сначала губернатора, затем и.о. мэра. Софиты, телекамеры, рабочие совещания, выездные рабочие совещания, публичные "снятия стружки" и прочие картинки, радующие глаз обывателя. Глебов говорил, что станцию реально построить к середине 2001 года, Городецкий возражал: "в новый век с новой станцией"...
Нельзя сказать, что и.о. победил бывшего "вице" только на полемике вокруг метро, но на этом был взят серьезный ломоть голосов жителей Центрального и Дзержинского районов.
Главное, были названы сроки, и началось реальное дело: люди получили работу, все "стоящие" бригады с "Березовой рощи" были переброшены на новую станцию (тем более, что с 1996 года говорилось, что она готова, основные работы - отделочные). В общем, на "Имени Покрышкина" (именно так именовалась станция в этот период) начали делать то же, что на "Студенческой" в 85-м (вспоминайте меткое словечко из "Новой Сибири" :-).
Не обошлось без скандалов. Во-первых, мрамор для отделки закупили в Бразилии. Трудно представить, что там он самый дешевый... Соответственно вопрос: кому именно было интересно купить его в стране "диких обезьян"? Во-вторых, в ноябре, когда стало понятно, что станцию к Новому году открыть не успеют, начались "субботники" и "воскресники", мусор вплоть до открытия вывозили студенты всех новосибирских ВУЗов за "энтузиазм" (простите, за дискотеку и за бесплатную "колу") и по команде "добро-смирно". В-третьих, на одном из выходов собирались поставить "бюст героя", выполненный по проекту "сибирского Церетели" Арама Григоряна, проект которого как-то очень странно победил в конкурсе.
Тем не менее, 28 декабря станцию торжественно открыли. Трудно сказать, какие именно чувства испытывали горожане в те дни: местный люд, наверное, радовался - скорее не самому открытию метро, а тому, что окна их домов не будут больше загорожены заборами, а ходить домой они будут по асфальту, а не по вечной "строительной" грязи. Несчастные жители Дзержинки, скорее всего, ничего не испытывали - ведь станция "не их", да и улицу в полном объеме не открыли: оставалась еще "Березовая роща", мешающая движению. Горожане, в целом, скорее всего, радовались: опять же не столько самой станции (как метко заметила одна моя знакомица, прокатившаяся в первые дни после открытия: "вот счастья-то, до "Военторга" довезли"), сколько тому, что в Новосибирске наконец-то сдвинулся с мертвой точки процесс метростроения...

Вот так станция обросла символичностью, банальной и не очень: "первая станция после восьмилетнего простоя", "последняя станция века", "первая по-настоящему бесполезная станция". В любом случае "Маршала Покрышкина" (именно так она стала называться в итоге) еще очень долго будет для новосибирцев не просто станцией метро, а чем-то больше...


* - все фотографии взяты с сайта газеты "Вечерний Новосибирск"

НАЗАД
К ДРУГИМ СТАНЦИЯМ
НА ГЛАВНУЮ
Вам понравился мой сайт?
Любые замечания и дополнения принимаются

Кабель. Большой склад: апвпуг. Сшитый полиэтилен. . Профессиональные пневмостеплеры для вас! . пресс подборщик прф . наружная реклама екатеринбург
Кабель. Большой склад: апвпуг. Сшитый полиэтилен. Профессиональные пневмостеплеры для вас! пресс подборщик прф наружная реклама екатеринбург
Hosted by uCoz